ГЛАВНАЯ   CЛОВАРЬ   ПРАВИЛА   МАТЕРИАЛЫ   ЗАЯВКИ   ФОРУМ

3general.jpg
Анонс
Общая информация
Несколько важных вопросов про нашу Игру
Правила по экономике
Правила по боевым взаимодействиям
Правила по пушкам
Правила по градостроительству
Смерть
Правила по костюму
Правила по медицине
Религия
Православие
Правила по мореплаванию
Предметы, которые можно воровать
Об униформе и знаках отличия
Правила по несовершеннолетним и детям
Фотографам и Видеооператорам
Правила по снам
Полигонные правила
ЧАВО про полигон
Дорога до полигона
Мастерская группа
Все правила одним файлом
Православие
Отношения обычных византийцев и православной Церкви

Общество Византии было религиозным по преимуществу. Чтение молитв, церковные обычаи, традиции и обряды не только пронизывали все сферы жизни православного византийца, более того, они во многом составляли саму её суть. Их знал и совершал каждый. Для византийцев идеал нравственного человека отличался церковным характером: на первом плане стояли искренняя набожность, соблюдение церковных уставов, посещение храма, почитание священного и монашеского чина, чтение и изучение Священного Писания и творений святых отцов и т. п.

Что должен знать и совершать на игре каждый православный житель Константинополя:

1). Крестное знамение
• Принято при совершении крестного знамения складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони. Крестное знамение совершают прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечам, таким образом, изображая Крест на себе, и, опустив руку, кланяются. Соединение трех пальцев означает веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же прижатых пальца означают веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества - есть Бог и Человек, и ради спасения людей сошёл с неба на землю. Крестное знамение полагают на лоб, чтобы освятить ум и мысли, на живот- чтобы освятить сердце и чувства, на плечи- чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук.
• Если крестят другого человека, то крест кладётся слева направо (как бы обращается от крестящего).
• Верующий человек всегда начинает свой день с крестного знамения и, отходя вечером ко сну, тоже осеняет себя крестом.
• Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается в молитвах обычно при словах "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" или при любом другом начале молитвы, и словах "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" (а также при осенении крестом).
• С креста начинается всякое важное дело, например, путешествие, любое сложное мероприятие. Мать отпускает ребёнка из дому, только перекрестив его. Крестом осеняются еда и питьё, которые стоят на столе.
• В особо важных документах вместо подписи ставится три креста. Поставить такую подпись- более ответственно, чем написать свое имя. Это значит поручиться крестной силой, именем Божьим.
• Проходя мимо храма также должно перекреститься

2). Богослужение
• Все православные (священники и миряне) должны читать обязательные вечерние и утренние молитвы.
• Миряне обязательно ходят в церковь хотя бы раз в день на литургию. Обычно посещают квартальные церкви, но аристократы и особо верующие люди периодически ходят в Святую Софию.
• Кроме того, все ходят в Софию по большим праздникам (коронация императора, Пасха и проч.).
• Церкви также посещают для того, чтобы исповедаться в грехах и получить епитимию или же просто посоветоваться со священником. Совета испрашивают и у монахов, святых старцев.
• Для священников сутки начинаются вечером (после захода солнца), как было принято на Ближнем Востоке во времена Христа. Три основные вида богослужения (помимо них есть ещё служба первого, третьего, шестого и двенадцатого часа- чтение молитв четыре раза в сутки в храме):
1. Утреня (пространная общая молитва, она обычно следует сразу за Вечерней поздно вечером, но в монастырях её могут служить ночью или рано утром). На Утрени читаются молитвы и поется канон (каждый раз особый в честь нового наступающего праздничного дня).
2. Литургия (должна быть отслужена с 6 утра до 12 дня, на одном престоле можно служить только одну литургию в сутки). Литургия- это общее служение священников и народа.
3. Вечерня. Служится в конце литургического дня (сразу перед утреней).
• Византийцы совершают общественные моления по случаю различных бедствий, например, землетрясения, эпидемии, нападения врагов, голода, наводнения, во время плена, во дни скорбей и уныния, по случаю бездождия и т. п. Молитвой начинается постройка дома, обитание в новом доме, устройство колодца и отыскание воды, насаждение виноградника или сада, посев поля, собирание винограда и вообще плодов земли, жатва хлеба, постройка судна и отправление в плавание, ловля рыбы и пользование сетями. Совершаются особые молитвы перед началом учения детей, перед чтением книг или их слушанием, над больными различными болезнями, в какой-либо серьезной опасности, от укушения змеи, по случаю осквернения колодца, источника, сосуда, вина и масла, по случаю приношения плодов, хлеба, вина и масла, во время падежа скота, о пчелах, при отыскании потерянной вещи и т. п. Почти каждое дело общественное, семейное или частное находит себе отклик в молитве, освящается и благословляется Церковью.

3). Храм и поведение в нём
• Войдя в храм, положено сотворить три поясных поклона, молясь: "Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя", "Боже, милостив буди мне грешному", "Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго", "Вси святии, молите Бога о мне, грешном".
• В храм всегда приходят к началу Богослужения.
• Во время литургии подаются записки о здравии живых своих родственников (крещеных, православных) и, отдельно, об упокоении умерших. Записки подаются в храме перед началом службы. Имена указываются в именительном падеже. Также существует обычай подавать записки с просьбой помолиться о врагах примерно следующего содержания: «О здравии ХХХ, бравшего у меня деньги в долг и не вернувшего». За записки взимается определённая плата.
• Право стоять во время службы в первом ряду считается у жителей Константинополя привилегией, за которую борются знатные и богатые семьи.
• В храме принято ставить свечи (которые покупаются там же). Свеча- это символ молитвенного стояния перед Господом.
• Проходя мимо Царских врат (Царские врата- это двустворчатая дверь в центре иконостаса, которая соединяет алтарь с остальным храмом), положено остановиться и перекреститься.
• Миряне в алтарь заходить не должны.
• В алтаре должно лежать специальное разрешение на службу, выданное Константинопольским патриархом. В некоторых случаях патриарх может отобрать данное разрешение.
• Миряне должны оказывать соответствующее уважение священникам и монахам.
• Во время службы по храму не ходят. Дети в храме должны вести себя скромно и не шуметь. Без крайней необходимости до конца Богослужения из храма не уходят.
• В храме должно стоять (хотя бы во время чтения Евангелия). По обычаю, мужчины должны становиться в правой части храма, женщины- в левой. Прохода от главных дверей к Царским вратам никто не должен занимать.
• Женщины должны входить скромно одетыми, с покрытой головой, не накрашенными.
• Милостыню должно подавать охотно.
• Уходя из храма, нужно повернуться и перекреститься на алтарь.

Все византийцы знают основные молитвы, положения православного богословия и догматики, Святого Писания, семи Вселенских соборов.
Помимо этого всего византийцы разделяют некоторые знания, убеждения и традиции, не относящиеся напрямую к богословию:

• Церковь и императорская власть
Император считается наместником Бога на земле, он называется святым, божественным, владыкой всех христиан или христианской вселенной. Вступление императора на престол сопровождается церковным чином коронования. Церемония происходит в храме Святой Софии, куда император является для служения литургии. Перед началом богослужения он передаёт патриарху собственноручно написанное исповедание веры, в котором он обещает пребывать всегда верным и неизменным рабом и сыном святой Церкви, защитником и покровителем её, милостивым и человеколюбивым в отношении к подданным. Во время литургии, перед пением «Святый Боже», патриарх выходит из алтаря, предлагает императору выслушать молитвы миропомазания и совершает самое помазание, произнося: «Свят»; затем из алтаря выносится венец, который возлагается патриархом на голову царя. Когда наступает время перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, император входит в алтарь, облачается в особую одежду и, держа в руках крест и скипетр, принимает участие в Великом входе. Таким образом, фактическое вступление императора на престол является, в представлении византийцев, актом церковно-религиозным по преимуществу, а император, в силу церковного чина миропомазания, сопричисляется к сонму архонтов Великой Христовой церкви, получает церковную должность депотата и приобретает, сравнительно со всеми мирянами, особые полномочия и в области церковно-религиозных отношений.
По воскресным и праздничным дням император совершает высочайшие выходы в различные церкви столицы, а преимущественно в храм Св. Софии. И каждый будничный день император начинает молитвой в придворном храме, после чего уже приступает и к государственным делам.
• Церковь и политика
Церковь принимает активное участие в политической жизни Византии, часто выступая как посредница между враждующими политическими партиями, между претендентами на престол, призывая мятежников к повиновению законной власти (виновных же карая анафемой), а законную власть- к соблюдению законов земных и небесных. Влияние Церкви на политический строй в Империи так велико, что претенденты на византийский престол, обеспечив себе поддержку со стороны войска, прежде всего спешили заручиться содействием патриарха, авторитет которого в глазах народа имел громадное значение. Церковь нередко утверждает политические соглашения между соправителями, а Синод своим участием санкционирует политические браки, которые устраиваются в интересах благополучия Империи. Патриархи иногда высказывают своё мнение по государственным делам большой важности, при этом народ с большим вниманием относится к этому мнению.
• Церковь и общество. Церковный суд
В общественной жизни Церковь также играет большую роль. Ещё во времена императора Юстиниана церкви получили право давать под своим кровом неприкосновенное убежище лицам, которым грозила явная опасность Позднее право убежища было распространено и на убийц, как тайных и явных, а суд над ними был предоставлен Церкви, которая и подвергала виновных публичному покаянию, церковной епитимий по канонам и заключению в монастырь на различные сроки. В Константинополе местом церковного убежища для преступников служит преимущественно Святая София. В особом указе императора Иоанна Палеолога от 1348 г. говорится, что виновные должны спокойно оставаться в назначенных для убежища местах храма, так как всякий, осмелившийся нарушить их право убежища, окажется преступником канонов и законов и должен дать ответ самому царю. Сама же процедура суда над убийцами осуществляется следующим образом. Совершивший убийство, спустя несколько дней после принятия его в храм Святой Софии, является к патриарху и сообщает о своём преступлении. Патриарх передаёт его протэкдику (председателю церковно-уголовного суда), а тот- экклесиарху, с тем, чтобы последний в продолжении 5 часов ставил виновного в притворе церкви, перед главными ее вратами, для публичного возвещения всем являющимся в храм о своём злодеянии и для испрошения у них молитв за себя. Затем составляется формальный суд над преступником под председательством протэкдика и в присутствии посторонних лиц. Подсудимый приводится в суд нагой, босой, со связанными руками Сначала он делает три земных поклона на восток (Богу), а после трижды кланяется суду- протэкдику и экдикам. Потом председатель увещевает виновного открыть суду без всякой лжи и утайки причину и способ совершения убийства. Виновный произносит свою исповедь, которую все, за исключением суда, выслушивают стоя; затем протэкдик, применительно к рассказу подсудимого, обращается к нему с поучением и назначает епитимию, после которой виновный опять совершает поклоны Богу, суду и посторонним, прося себе прощения, на что последние отвечают: «Бог простит тебя». Судопроизводство заканчивается выдачей подсудимому грамоты протэкдика с подробным описанием епитимий и с внушением всем, особенно же родственникам убитого, не препятствовать виновному выполнить его епитимию, под опасением Божьего наказания. Церковная епитимия налагается на срок в 15 лет, по истечение которых убийца обыкновенно на всю жизнь заключается в монастырь. В исключительных случаях церковный суд над убийцами отступает от указанных формальностей.
Также патриархи имеют право ходатайства перед императорами о смягчении участи виновных, иначе- право печалования. При императоре Никифоре Вотаниате патриаршее право печалования за осужденных и ссыльных преступников было до известной степени урегулировано специальным постановлением (1079 г.), в силу которого Константинопольский патриарх получал возможность три раза в год напоминать царю о подвергнутых наказанию по суду и просить о смягчении их участи или о полном освобождении.
• Церковь и быт, семейная жизнь
Купчие и государственные грамоты, дарственные, завещания и другие документы правового характера заключаются и составляются не на основании лишь формальных требований гражданского закона, но с призыванием Бога и Богоматери, с возложением упования на Их защиту и покровительство в исполнении договора и изображением крестов. Документ обыкновенно составляется в присутствии свидетелей из духовных лиц митрополии или патриархии и пишется рукой митрополичьего или патриаршего юриста. Все они также подписывают документ и ставят на нём изображение креста.
Велико влияние Церкви на семейную жизнь. Церковь по мере сил устраняет возникавшие в недрах семьи разногласия и споры, содействует добрым отношениям между родителями и детьми, защищает сирот от посторонних посягательств на завещанное им наследство, осуждает измены и прелюбодеяния, иногда даже берёт на себя опеку над сиротами. Патриарх и синод разрешают дела о наследствах, о возвращении приданого, о разделе имущества между родственниками и т. п.
В церкви совершаются обряды усыновления и братотворения (побратимства).
• Церковь и наука, искусство
Византийские наука и искусство развиваются во многом под влиянием мотивов религиозных, при сотрудничестве византийского духовенства и монашества. Большая часть произведений византийской литературы относится к разряду богословских, причём писали их как монахи и церковнослужители, так и аристократы и даже императоры, а также светские писатели. Богословие- центральный предмет литературной деятельности и изучается почти во всех его частных дисциплинах. Догматика, полемика, апологетика, библейская герменевтика, аскетика и мистика, церковная риторика и право, агиография- вот главные отрасли богословской науки в Византии. Занимая центральное место в византийской науке и литературе, богословие привлекло в сферу своих интересов и другие науки, сообщив им при этом богословскую окраску, привнесло церковно-религиозные элементы в содержание и светской литературы- исторической и философской. Поэзия также развилась в Византии преимущественно на церковной почве.
Византийские школы- начальные, средние и высшая- имеют, в основном, церковный характер. И искусство в Византии развивалось большей частью на почве церковной и имеет характер почти исключительно религиозный.